Вы никогда не задумывались, как переводятся названия месяцев года? Допустим, как переводится «декабрь» – название двенадцатого месяца года? Думаете «двенадцатый» или что-то подобное? Ошибаетесь.
Декабрь, от латинского decem – десять. То есть «декабрь» – десятый месяц. Досадная ошибка? Возможно. Обратимся к названию некоторых других месяцев.
Например, сентябрь, от латинского septem – семь. При этом сентябрь – девятый месяц григорианского календаря.
Или октябрь, от латинского octo – восемь. Десятый месяц григорианского календаря.
Ноябрь, от латинского novem – восемь. Одиннадцатый месяц григорианского календаря.
Не стоит останавливаться на том, что в настоящее время общепринятым (условно) календарем является вышеупомянутый так называемый «григориа́нский календа́рь[1]». Сейчас точкой отсчета для григорианского календаря служит год «Рождества Христова». Собственно, не стоит удивляться, так как это христианский календарь. Все произошедшее до этой даты именуется – «до нашей эры» (до н.э.). Годы «до нашей эры» отсчитываются в обратном порядке, что несколько усложняет восприятие. Так, например, мы пишем, что Архиме́д (древнегреческий ученый) родился 287 году до нашей эры, а умер в 212 году до нашей эры.
При этом существует немало стран, которые официально используют и другие системы исчисления лет. В этих системах совершенно разные способы отсчета «первого года» начала календаря, «первой даты» года, месяцев в году.
Например, в КНДР[2] на ряду с летоисчислением «от Рождества Христова» (григорианским календарем), применяется «Календарь чучхе[3]» – летоисчисление с точкой отсчета от дня рождения Ким Ир Сена[4]. В Израиле наряду с григорианским официально пользуются еврейским лунно-солнечным календарем. В Тайланде (Сиаме), Лаосе, Камбодже (Кампучии), Мьянме (Бирме), Шри-Ланке (Цейлоне), то есть в ряде стран, где распространен буддизм, используется буддийский календарь. Помимо этого есть множество систем летоисчисления, давно прекративших свое существование вместе с цивилизациями, которыми эти календари использовались.
«Календарь чучхе» служит примером того, что появление нового календаря может быть связано с революционными событиями. Срок действия таких календарей, как правило, сильно ограничен в историческом периоде, так как имея чисто идеологическую направленность, новый календарь не имел исторических корней и тяжело воспринимался населением. Примерами таких вновь введенных и впоследствии прекративших свое существование календарей служат:
- Французский республиканский (революционный) календарь (см. рисунок), который был введён во Франции в ходе Великой французской революции[5] декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года, отменен Наполеоном с 1 января 1806 года, а затем восстановлен во время Парижской коммуны[6] (вновь действовал с 18 марта по 28 мая 1871 года). Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма[7] в целях «разрыва с традициями, дехристианизацией, восстановления естественной религии[8]».
- Сове́тский революцио́нный календа́рь – календарь, веденный в СССР с 1 октября 1929 года в СССР параллельно с григорианским календарем. С 1 декабря 1931 года этот календарь был частично отменён. Окончательно был отменен 26 июня 1940 года.
Французский революционный календарь
Углубимся в историю григорианского календаря.
Григорианский календарь впервые был введен папой римским Григорием XIII[9] 15 октября 1582 года, как календарь, который надлежало применять католикам взамен прежнего – юлианского календаря. После введения календаря следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября 1582 года.
Реформы Григория XIII были приняты в католической церкви, но булла[10] не имела никакой власти за пределами католической церкви и Папской области[11]. Именно поэтому текст буллы включал «рекомендацию» к гражданским властям стран изменить календарь. Переход на григорианский календарь продолжается до настоящего времени. Так, например, Саудовская Аравия приняла григорианский календарь только в 2016 году.
В григорианском календаре стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе[12]. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:
- номер года кратен 400 (например, 1600, 2000);
- номер года кратен 4 и не кратен 100 (например, 1904, 1908, …, 2024).
Действовавший среди католиков юлианский календарь был разработан по указу Юлия Цезаря[13] группой астрономов во главе с греческим астрономом Созигеном[14]. Календарь был «скромно» назван в честь самого Юлия Цезаря, по указу которого и был введен в Римской республике[15] с 1 января 45 года до нашей эры. С введением юлианского календаря начало года перенесено на 1 января, так как именно в этот день избранные народными собраниями консулы[16] вступали в свою должность.
Юлианский календарь заменил старый римский календарь, действовавший, с учетом вносимых изменений, с 738 года до нашей эры. Именно в этом году, согласно традиционной версии, древнейший римский календарь был введен в действие Ромулом[17] – первым царем Рима.
Построение древнего римского календаря не отличалось точностью. В нем было десять месяцев. По свидетельству древнеримского ученого Макробия[18], римляне в то время не разделяли на месяцы промежуток времени между концом десятого месяца и началом весны, но ждали её прихода, чтобы опять начать считать по месяцам.
Изначально месяцы в римском календаре не имели порядковой нумерации дней, поэтому опорными для счёта дней внутри месяца считались три главных дня: календы, ноны[19], иды[20]. Первый день каждого месяца римского календаря носил название «кале́нды» (латинское calendae). В эти числа должники платили проценты. Долговая книга называлась kalendarium. Отсюда и название – «календарь».
Интересен символизм «опорных» дней: слово «календы» происходит от латинского глагола calare («провозглашать»), так как о начале месяца или года жрецы сообщали на народных собрания; дни нон примерно совпадали с первой четвертью фазы Луны; иды были посвящены Юпитеру[21], которому в означенный день жрец приносил жертву.
Собственно, и греческий календарь, положенный в основу древнего римского календаря, был составлен скорее из страха перед гневом богов, «требовавших», чтобы жертвоприношения и другие обряды совершались именно в те дни, в которые боги их ожидали. Годы греческого календаря состояли из двенадцати лунных месяцев с периодической вставкой (раз в несколько лет) дополнительного месяца.
До конца VIII века до н.э. каждый месяц римского календаря обозначался порядковым номером: первый, второй, третий и так далее. Затем, в конце VIII века до н.э., месяцам начали давать названия. Например, первый месяц был назван в честь Марса[22] (бога войны) – Martius. Второй месяц получил название Aprilius («раскрывать»), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Третий месяц был назван в честь покровительницы плодоносной земли богини Майи[23] – Maius. Четвёртый месяц – Iunius – получил свое имя в честь богини Юноны[24], супруги Юпитера.
На рубеже VII и VI веков до н.э. римский календарь претерпел ряд изменений. Год был разделен на 12 месяцев, а после декабря в конце года (!) шли январь и февраль. Новый год начинался с марта (см. выше).
Количество дней в месяце римского календаря постоянно менялось, так как по установленным правилам месяц должен был начинаться с новолуния. Для сохранения «привязки» к новолунию приходилось добавлять дни или, наоборот, укорачивать месяц. Кроме того, раз в несколько лет добавлялся промежуточный месяц – мерцедоний[25]. Это делалось для «выравнивания» календарного года относительно фактического годичного цикла.
Древнеримский каменный календарь. Наверху изображены боги, управляющие днями недели, начиная с субботы. Посреди изображён зодиак, а слева и справа – числа месяца (изображение III—IV века нашей эры).
Подобные «вольности» приводили к хаосу в календарной системе Рима и усложняли процесс ведения государственных дел. Именно необходимость упорядочения календарной системы побудила Юлия Цезаря провести реформирование календаря.
Как уже было написано выше, группа астрономов во главе с греческим астрономом Созигеном взялась за разработку нового календаря. За основу был взят египетский календарь.
Год у египтян начинался с появления на небе звезды Сириус (в июле) и был равен двум периодам появления Сириуса на небе. В году было 360 дней. Деление года осуществлялось на двенадцать месяцев с тремя сезонами по четыре месяца. Были еще пять дней, не входившие ни в один из месяцев. Эти пять дней до следующего появления Сириуса посвящались египтянами богам (по одному на каждого бога): Осирису, Хору, Сету, Исиде и Нефтиде.
Египетский календарь
Но египетский календарь не учитывал високосный год, а потому с течением времени накапливалось отставание от фактического годового цикла.
После реформы календаря, предпринятой Юлием Цезарем, в каждом четвёртом году цикла вставлялся добавочный день перед шестым днём перед мартовскими календами (если перевести на современное обозначение – 24 февраля). Этот день носил наименование «ante diem bis sextum Kalendas Martium» или «повторный шестой день перед мартовскими календами». Год с таким дополнительным днем назывался «год с повторным шестым» (bi(s)sextilis), то есть високосный.
Вернемся к декабрю. Декабрь – десятый месяц старого римского календаря, после проведения реформы стал последним месяцем года – двенадцатым месяцем. Также «сдвинулись» сентябрь, октябрь и ноябрь. Это объясняет несовпадение названий с фактическим «расположением» в календаре.
В честь проведенной реформы месяц «Квантилий» (Quintilis – пятый), ранее бывший пятым в старом римском календаре, получил название в честь родового имени Цезаря – Iulius (июль), ставший седьмым месяцем.
Императоры Рима эту традицию переименования «поддержали» и без особого стеснения присваивали месяцам свои имена. Так, когда Октавиан Август[26] вновь исправил календарную путаницу в 8 в. до н.э., то он переименовал месяц своего первого консульства Sextilis (шестой в старом календаре и восьмой в юлианском), назвав его Augustus (Август).
В начале своего правления Калигула[27] переименовал месяц сентябрь в «германик»[28] в честь своего отца – Геманика[29].
Император Домициан[30] не стал скромничать и переименовал в честь себя любимого сразу два месяца: месяц своего рождения – германик (бывший сентябрь), а также месяц, в котором стал императором – октябрь. Оба месяца получили наименование «домициан». Впрочем, после убийства Домициана месяцам вернули прежние названия – сентябрь и октябрь.
Представьте себе всю эту неразбериху со способами учета дней в течение года, способами подсчета лет и вообще с выбором точки отсчета действия календаря (началом летоисчисления).
Основной причиной появления календаря (не только в Риме, но и в других странах), как уже было сказано выше, явилась необходимость своевременного проведения религиозных обрядов, жертвоприношений, празднеств. Немаловажное значение имеет и финансовая необходимость введения календаря – определение дат сбора налогов, взимания долгов.
Что же касается выбора «точки отсчета» летоисчисления, то к данному вопросу и в глубокой древности и даже в наше время подходят с достаточной вольностью. Стоит только вспомнить количество разных календарных систем, которые существуют в настоящее время, а также те календари (календарные системы), которые уже «канули в Лету». Именно поэтому религиозные записи о миросотворении не содержат не только строгой хронологии, но, что гораздо чаще, и хронологии вообще (см. «Глава 1. В начале было Слово»).
[1] Календарь – система исчисления времени, основанная на цикле обращения Земли вокруг Солнца
[2] Коре́йская Наро́дно-Демократи́ческая Респу́блика – Северная Корея.
[3] Чучхе́ – северокорейская национал-коммунистическая государственная идеология.
[4] Ким Ир Сен (15 апреля 1912 – 8 июля 1994) – корейский революционер. Основатель и руководитель КНДР в 1948 – 1994 годах.
[5] Вели́кая францу́зская револю́ция –трансформация социальной и политической системы Франции, которая привела к уничтожению в стране абсолютной монархии и профозглашению Первой французской республики (сентябрь 1792 года). Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием – переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года.
[6] Парижская коммуна – революционное правительство (самоуправление) Парижа во время волнений 1871 года (с 18 марта по 28 мая).
[7] Шарль-Жильбер Ромм (26 марта 1750 – 17 июня 1795) – французский политический деятель, активный участник Великой французской революции. Брат математика Николя-Шарля Ромма.
[8] Естественная религия – понятие, служившее для описания религия, возникшей в древности естественным путём (без участия божественного откровения) и/или связанной с поклонением природе. Разными мыслителями «естественная религия» описывалась по-разному.
[9] Григо́рий XIII (в миру – Уго Бонкомпаньи, 7 января 1502 – 31 марта (10 апреля) 1502 года) – Папа Римский с 1572 года по 1585 год.
[10] Бу́лла (от латинского bulla — «печать») – основной папский документ с моливдову́лом (двусторонней подвесной печатью) из свинца. В особых случаях печать могла быть из золота.
[11] Па́пская о́бласть – теократическое государство, существовавшее в центральной Италии и возглавлявшееся Папами – патриархами Римской Католической церкви. Возникла в 756 году. Папская область прекратила своё существование в 1870 году.
[12] Високо́сный год (от латинского bis sextus – «второй шестой») – календарный год, содержащий дополнительный день для синхронизации с астрономическим и сезонным годом. В юлианском и григорианском календаре добавочным днём високосного года является 29 февраля.
[13] Гай Ю́лий Це́зарь (12 июля 100 года до н.э. – 15 марта 44 года до н.э.) – древнеримский государственный и политический деятель, полководец.
[14] Созиген (I век до н.э.) – греческий астроном, математик и философ. В 46 году до н.э. был приглашён Юлием Цезарем в Рим для разработки нового календаря.
[15] Ри́мская респу́блика (от латинского Res publica Populi Romani – Общее дело народа Рима) – историческая эпоха Древнего Рима (509 до н.э. – 27 год до н.э.) между царством и империей.
[16] Ко́нсул – высшая выборная должность в Древнем Риме эпохи республики.
[17] Ро́мул и Рем – легендарные братья-близнецы, основатели Рима. Согласно классической версии, оба родились в 771 году до н.э.
[18] Амвро́сий Феодо́сий Макро́бий (V век до н.э.) – древнеримский писатель, филолог, философ.
[19] Но́ны (латинское Nonae, от nonus – девятый, то есть девятый день до ид) – день, от которого происходил отсчёт внутри месяцев по древнеримскому календарю.
[20] И́ды (латинское Idus, от этрусского iduare – делить) – день в середине месяца в римском календаре.
[21] Юпи́тер – в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы. Отец всех богов и верховное божество римлян.
[22] Марс – в древнеримской мифологии бог войны. Входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон: Юпитер, Марс, Квирин (обоготворённый прародитель Рима Ромул).
[23] Ма́йя («матушка», «кормилица») – покровительница плодоносной земли в греческой и римской мифологии. Одна из семи сестёр-плеяд, дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны.
[24] Юно́на – защитница государства в древнеримской мифологии.
[25] Мерцедо́ний – тринадцатый дополнительный месяц древнеримского республиканского календаря.
[26] Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст (при рождении – Гай Окта́вий Фури́н, 23 сентября 63 года до н.э. – 19 августа 14 года н.э.) – первый римский император и основатель Римской империи.
[27] Га́й Ю́лий Це́зарь А́вгуст Герма́ник (прозвище – Кали́гула, 31 августа 12 года – 24 января 41 года) – римский император с 18 марта 37 года.
[28] Из-за отсутствия достаточных подтверждений переименования месяца допускается, что это было предложением, которое Гай Свето́ний Транкви́лл счёл свершившимся.
Гай Свето́ний Транкви́лл (около 70 года – после 122 года) – древнеримский писатель, историк.
[29] Герма́ник Ю́лий Це́зарь Клавдиа́н (при рождении – Тибе́рий Кла́вдий Неро́н Герма́ник, также Неро́н Кла́вдий Друз Герма́ник, Германик, 24 мая 15 года до н.э. – 10 октября 19 года н.э.) – римский военачальник и государственный деятель, прославившийся своими германскими походами.
[30] Тит Фла́вий Домициа́н (24 октября 51 – 18 сентября 96) – последний римский император (81 – 96 годы) из династии Флавиев. Как и многие другие императоры, был убит заговорщиками 18 сентября 96 года.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.