При копировании материалов обязательно ставить ссылку на страницу источник: https://funmath.ru/

Коза на привязи_2

Задачи №189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196

В теме «Коза на привязи» мы разбирали способы ограничить площадку для выпаса некой условной козы. Для удобства и ухода от массы условностей, для наших опытов использовали козу «математическую».
Как ограничить козу квадратным полем смотрите в статье «Коза на привязи». А вот как ограничить нашу козу параллелограммом (задача №189)?
Сложностей, как вы понимаете, в этом вопросе нет. Для получения квадратного поля для козы мы использовали фигуру, изображенную на рисунке 1.

Рисунок 1

Соответственно, для получения параллелограмма мы просто переставим колышки С и D, расположив отрезок СD к отрезку АВ под углом, отличным от прямого. Например, как изображено на рисунке 2.

Рисунок 2

Поле, ограничивающее нашу козу, выделено и заштриховано.

Перед тем, как ограничить козу шестиугольником (задача №190), мы решим другую задачу и ограничим её треугольником.
Для этого к нашему параллелограмму добавим еще два колышка: E и F. А к отрезку (веревке) EF будет прикреплена дополнительная привязь (см. рисунок 3).

Рисунок 3

Пересечение наших отрезков образует треугольник, за пределы которого нашей «козе», привязанной равной длины привязями, никак не выбраться.

Теперь ограничим козу шестиугольником (задача №190). Для этого нам понадобятся все те же три отрезка (веревки), к которым и будут прикреплены три привязи, но расположим мы их иначе (рисунок 4).

Рисунок 4

Теперь мы можем выделить наш шестиугольник, ограничивающий козу (рисунок 5).

Рисунок 5

Удобнее даже сначала нарисовать правильный шестиугольник, а затем провести через его центр отрезки-веревки, к которым прикрепить соответствующей длины привязи, для получения необходимых граней.

Далее нам необходимо было изобразить окрестности радиуса 1 следующих фигур (задача №191):

  • креста (пересечения двух равных отрезков длиной 4);
  • окружности (радиус окружности – 2);
  • равностороннего треугольника (медиана равна 4);

Окрестность креста изобразим на примере наших отрезков АВ и СD, с помощью которых мы предоставили козе квадратный участок.
Отличие в том, что в данном случае мы рисуем именно окрестность фигуры, полученной пересечением отрезков (рисунок 6). Можно нарисовать с указанием размеров.

Рисунок 6

Окрестность радиуса окружности в нашем случае – кольцо.

Окрестность радиуса 1 для равностороннего треугольника с медианой 4 будет выглядеть следующим образом (нарисовано исключительно для наглядного представления, а потому – без размеров):

Рисунок 7

Перейдем к задаче №192: Как найти площадь окрестности радиуса R выпуклого многоугольника площадью S и периметром P?

Для начала выясним, из каких частей состоит окрестность выпуклого многоугольника. Это:

  • сам многоугольник;
  • прямоугольники, основания которых – стороны многоугольника, а высоты равны R;
  • сектора радиуса R с центрами в вершинах многоугольника.

Сумма углов выпуклого многоугольника равна 180°(n – 2), где n – число сторон многоугольника. Следовательно, объединение секторов радиуса R с центрами в вершинах многоугольника составляет полный круг, площадь которого равна πR².
Отсюда вывод: площадь окрестности выпуклого многоугольника равна

В качестве дополнительной задачи (задача №193): Предоставьте козе для выпаса сектор, используя не более пяти колышков.

Используя «круги Эйлера», «принцип Дирихле», ограничивая условную «козу» привязью, мы решаем задачи, связанные с множествами. При этом мы не обходимся и без Булевой алгебры.

Отличительной особенностью решенных задач является наличие определенных (выраженных) ограничений. Например, то или иное пересечение множеств с образованием подмножеств, при решении с помощью кругов Эйлера, или длина условной привязи при решении задач с «козой», или наличие ограниченного количества клеток (ячеек) при построении доказательств с помощью принципа Дирихле.

А что, если у нас нет точной информации по всем множествам, а есть только информация по части из них?
Решите, например, такие задачи:
Задача №194
Известно, что в урне не все шары белые. Верно ли, что там есть красный шар?

Задача №195
Известно, что в урне не все шары одного цвета. Верно ли, что в урне есть хотя бы один цветной шар?

Задача №196
В урне 10 белых, 8 синих, 11 зеленых шаров. Сколько надо вынуть шаров, чтобы наверняка:

  • попался белый шар,
  • попались шары всех трех цветов?

Решение задач №193, 194, 195, 196 здесь: Построение отрицаний.

Просмотры 7 всего, 1 просмотров за сегодня

Комментарии

Добавить комментарий